8 июня 2014 года примерно в 6 часов утра в центр управления кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Архангельской области поступила информация о чрезвычайно ситуации возникшей в Белом море.
От владельца катера «Баренц», идущего с Соловецких островов в Архангельск поступила информация: капитан катера и ещё три члена экипажа находятся в штормовом море недалеко от мыса Летний Наволок Онежского залива.
11-метровый катер "Баренц" относится к классу «море», технические характеристики судна позволяют ему выдерживать волны высотой до полутора метров.
В Белом море погода не стабильная, прогноз не благоприятный, высота волны превышает три метра, ветер усиливается до 15 м/с. В этой связи экипаж принял решение изменить курс дабы избежать сильных вол, катер значительно отклонились от заданного маршрута, расстояние до берега составило около 60 километров. Запасы топливо были на исходе, требовалась немедленная дозаправка, иначе возникала угроза опрокидывания катера.
О ситуации немедленно информировали все экстренные службы. К месту событий из Архангельска вышел катер «Метель» от морской спасательной службы и катер «Лидер» из Северного филиала «Госакваспас». Беломорская база Северного флота немедленно отправила для помощи «Баренцу» атомную подводную лодку. Субмарина выполняла боевые задачи недалеко от места бедствия и немедленно пришла на помощь терпящим бедствия морякам. До прибытия помощи субмарина прикрывала своим бортом потерявший ход катер.
Первым запас топлива доставил вертолет «МИ-8» второго объединенного авиаотряда со спасателями областной службы спасения. Специалисты спустились к борту подводной лодки и передали экипажу катера 160 литров дизельного топлива. Этого должно было хватить на прибытие в Архангельск. Медицинская помощь или эвакуация никому из моряков «Баренца» не потребовалась.
В связи с серьёзным ухудшением метеоусловий начавшееся было самостоятельное движение катера в порт Архангельск руководством спасательной операции было признано небезопасным. Судно было взято на буксир подлодкой, экипаж катера из четырёх человек перешли на борт субмарины. Ближе к вечеру при сильном шторме судно сорвалось со швартовых канатов и унесло в море.
Командование Северного флота решило оставить спасенных моряков на борту АПЛ, чтобы затем пересадить их на борт малого противолодочного корабля "Онега", который сейчас направляется в район бедствия, сообщил представитель командования Северного флота. Место нахождения катера установить не представляется возможным. Судя по всему катер "Баренц" не выдержав шторма перевернулся и затонул в Белом море.
Но поиски катера остановлены не были.
"Баренц" искали по воде,и по воздуху, с использованием малой авиации, с помощью беспилотных летательных аппаратов, были задействованы гражданские и военные спутники, проводился опрос экипажей судов и местных жителей. Наконец крупномасштабные поиски обернулись успехом. «Баренц» обнаружили у одного из островов в Белом море. Катер был идентифицирован с воздуха. Поисковая группа уже высадилась в раене поиска, катер практически не пострадал. Имеющиеся повреждения незначительны.
Катер стоимостью 12 миллионов рублей построен по заказу областного агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты, назначение судна – проведение поисковых, спасательных и аварийных работ в дельте Северной Двины, Двинском заливе и в акватории Соловецкого архипелага.
В настоящее время специалисты проводят обследование «Баренца», решается вопрос о возвращении катера на базу в Архангельск.
Катер назван в честь Виллема Баренца. Виллем Баренц — голландский мореплаватель и исследователь. Руководитель трёх арктических экспедиций, целью которых был поиск северного морского пути в Ост-Индию. Трагически погиб во время последней из них в районе Новой Земли. Его именем названы Баренцево море, один из островов и город на открытом им архипелаге Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.